Свадебные обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Лана Асенина

Известный участник
Буду потихоньку выкладывать всякие свадебные обряды. Со значением обрядов и как правильно их проводить. Да, в разных местностях обряды проводятся по разному. Так что, если видите какой то обряд, который проводится не так, пишите. И пишите, где так проводят.

Начну с цитат из другого форума :) С моими поправками.

Yasmin написал(а):
Элеонора написал(а):
А как проходит обряд "введения в семью"?
Для этого обряда используется рушник (желательно с надписью "Навіки разом" - "Навеки вместе"). Мама жениха перевязывает этим рушником руки молодоженов, говорит невестке слова о том, что рада принять ее в свою семью, напутствие какое-нибудь на счастливую и долгую жизнь с ее сыном. А потом вводит в свой дом. Но поскольку дело обычно происходит в ресторане, то мама символически вводит в семью. Заводит в ресторан и подводит к столику, около которого молодожены потом принимают подарки. :) Этот рушник хранится в семье. И когда вырастут сыновья этой пары, то им же будет свекровь вводить в дом своих невесток. В нашей области (Мариуполь - примечание Ланы) есть еще и обряд, когда мама невесты, связав другим рушником руки своей дочери и жениха, выводит их вместе из своего дома. Потом, когда они сели в машину, развязывает руки, протирает этим рушником лобовое стекло машины, как бы благословляя на счастливый путь, а потом отдает рушник дочери. И вот невеста может этот рушник отдать своей подружке, которой желает в скорейшем времени выйти замуж. Потом ту подружку тоже будут выводить этим рушником. Он как переходящее красное знамя будет. :) А в Киеве такого обряда нет.
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

А еще есть украинский обряд - танец с незамужними девушками.
Когда мама жениха сняла с невесты фату и накинула ей на голову платок, невеста берет фату в руки и танцует в кругу незамужних девушек, по очереди выводя их в центр и прикладывая к голове каждой девушки фату. Это своего рода невестинское благословение на скорое и счастливое замужество.


Все это происходит после обряда снятия фаты.
Обряд снятия фаты с головы невесты символизирует то, что она уже больше не девушка, что теперь она замужняя женщина, отныне коса её должна быть всегда сплетенная и под платком (наши предки носили распущенные волосы и длинные косы только до замужества, потом косы были закручены на затылке и спрятаны под платок.) Это обряд, пришедший к нам еще с далёких времен.
Ранее всегда из девушки хозяйку делала свекровь, сейчас тоже так -принимаешь невесту к себе в дом, хозяйку вторую, помощницу… То бишь свекровь снимала влён (фату) и надевала платочек.
Этот обряд принято проделывать сразу же после деления каравая (свадебного торта) . Мать жениха подходит к молодым, снимает с невесты фату и повязывает атрибуты женской доли: косынку и фартук. Фату надевают на голову почетной свидетельнице молодой, и она должна была трижды обернуться вокруг себя. Этот ритуал символизирует передачу жизненной эстафеты: предполагается, что именно первая свидетельница следующей должна выйти замуж. После нее фату передают другим девушкам - участницам свадьбы. Они повторяют ритуал. Затем мать жениха забирает фату и вешает ее в красный угол под икону
 
Последнее редактирование:

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

В разных уголках Украины с небольшими отличиями, но все же обряд приготовления и дарения свадебного каравая был одинаково значимым. Свадебный каравай выпекали только при первом бракосочетании (хотя разводы тогда, лет сто назад, были вовсе не в моде). Форма каравая и качество приготовления имели серьезное значение. Круглый, как солнце, коса плетеная по краю, украшенный разными хлебными - обязательно парными! - фигурками (колосками, веточками, птичками), пухлый и пахучий - такой каравай к счастливой супружеской жизни, а вот трещина в каравае - плохая примета.

Все действо по приготовлению каравая было обставлено только положительной энергией: к участию в выпекании свадебного хлеба допускались неженатые парни и незамужние девушки, не допускались вдовы, бездетные, одинокие. Это был своего рода спектакль, где каждому участнику отводилась своя роль, много песен обрядовых пелось, много прибауток и примет говорилось, приговоров и оберегов. Караваи выпекались от средних до самых больших размеров, так что иногда каравай из печи достать нельзя было, не вынув пару кирпичей, чтоб вылез. Считалось к счастью и удачному замужеству, если на свадьбе дружкам и подружкам достался кусок каравая.

Караваем встречали сватов, жениха, невесту, родителей. Каравай олицетворял собой счастливую зажиточную семейную жизнь. Считалось, кто из молодоженов откусит самый большой кусок от свадебного каравая, тот в доме и будет главным. Часть каравая (нижняя) была для гостей, второй ярус - для родственников, самый верхний - для родителей и жениха с невестой, причем пару кусочков надо было завернуть в тряпицу чистую и вовсе не есть, а сохранить навсегда.

Эта красивая традиция сохраняется и сейчас. Истинный смысл выпекания и дарения каравая остался в далеком прошлом, а современные караваи продолжают выполнять свою функцию - чем пышнее каравай, тем зажиточнее молодая семейная жизнь.

Еще знаю, что молодых встречают "Встречальным хлебом", нельзя кусать и ломать, его можно только трижды поцеловать.
Потом этот хлеб заварачивают в чистую ткань, и уже ночью, когда молодые уходят к себе, дают им этот хлеб и куру, чтоб подкрепили силы. :)


Хлеб-соль, с которыми родители будут встречать молодых, должны лежать не на чисто белой части рушника, а на красных его концах, сведенных вместе (середина рушника при этом провиснет).

Символ семейного счастья - свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может отрицательно повлиять на будущее молодой семьи.
Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда.
С момента приготовления каравая и до начала ритуала его деления между участниками свадебного торжества, обрядовый хлеб нужно беречь как зеницу ока. Лучше всего его накрыть рушником и хранить подальше от людских глаз.
Делить каравай должны крестные родители либо жениха, либо невесты.
Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на свадьбе.
Как правило, кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть могли засушить в качестве амулета-оберега. Его давали с собой, например, тем, кто отправлялся в далекую дорогу; бабушки клали в карман школьного костюма своего внука, чтобы предостеречь его от задиристых ребят.
 
Последнее редактирование:

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Отец наливает молодым по рюмке водки, но пить ее нельзя. Молодые должны поднести рюмки к губам и тут же правой рукой выплеснуть содержимое через левое плечо за спину. С правой стороны у человека находится ангел-хранитель, а с левой - змей-искуситель, поэтому спиртное и нужно выплеснуть через левое плечо - нечистой силе в глаза, чтобы гадостей не творила.Этот ритуал повторяется три раза. За третьим разом рюмки необходимо выбросить вместе с содержимым, опять-таки правой рукой через левое плечо. Существует примета: счастливым и долгим будет брак в том случае, если обе рюмки уцелеют или обе разобьются.
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Пока родители встречают молодых у порога своего дома, бабушка невесты( в моем случае это был брат мужа:) ) кладет на порог новый разомкнутый замок, а сверху расстилает специальный рушник. Как только молодые переступали через порог, бабушка скатывала рушник, замыкала замок, при этом ключи отдавала родителям невесты, а замок - родителям жениха.(у меня сделали проще, замок мы повесили над дверью, а ключ брат мужа взял с собой) Символика этого ритуального действия проста и понятна: как никто не сможет отомкнуть этот замок, так никто не в силах будет разлучить эту семью.
Жених берет невесту на руки, становится на красное поле рушника и переносит ее через порог. Невеста пришла сюда, чтобы продолжить свой род и род жениха, поэтому необходимо полностью исключить возможность неожиданного касания о порог как о зону смерти.

Чтобы обмануть злые силы и отвлечь их от молодых, дорожку перед молодыми посыпают цветами, рисом, лепестками роз.
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Желательно, чтобы у молодых все было одинаковым: два фужера красного (защитного, экранирующего) цвета, две тарелки с одинаковым рисунком, две серебряные или позолоченные ложки и вилки, ножи вовсе лучше не класть (меньше «резаться», т.е. ссориться между собой будут).

Обязательное правило: молодые должны заходить за свадебный стол только по ходу часовой стрелки или по солнцу, а выходить - в обратном направлении.

На протяжении всей свадьбы молодые должны быть только вместе, в том числе и танцевать. Как правило, первый танец жених и невеста танцуют в середине круга, образованного присутствующими гостями. (у меня была одна свадьба, искренне сочувствовала невесте. Она практически всю свадьбу сидела сама. Ни свидетелей с ней, ни жениха не было, пока я не высказала свидетелям)
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

А вот и всякие наговоры на свадьбу. Не могу найти еще один, так запрятала :) Ничего, позже найду и выложу.

Чтобы молодые друг друга любили и в их доме не было измен, нужно было на хлеб и соль наговорить специальные слова и дать молодым съесть этот хлеб за свадебным столом. «Как хлеб да соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменить, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой. Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь».

В тот момент, когда молодые целуются, нужно сказать следующие слова, тогда молодых не разобьет ни один разлучный наговор: «Как глядят на кресты при Христовом празднике, так бы молодые друг на друга смотрели - не насмотрелися. Как любил Христос свою Матерь Божью, так любил бы муж свою жену, а жена мужа. Аминь».
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Чтобы молодые не нуждались в деньгах, жених в день свадьбы должен положить в правый ботинок монетку, которая потом хранится как семейная реликвия!
. И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где утоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.
. Невеста должна сделать на подоле платья или в другом невидимом для глаз месте пару стежков от сглаза. Обувь должна быть с закрытыми носами.
. Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.
. Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.
. До момента венчания/регистрации невеста не должна видеть себя в зеркале при полном облачении. Например, можно посмотреть на себя без перчаток или в платье, но без фаты.
. Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой, а вечером следует взять его к себе в спальню.
. При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.
После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу. . В день венчания родители должны следить, чтобы никто из посторонних и гостей не поправлял одежду на женихе и невесте.
. Молодожены должны все время держаться вместе, чтобы никто не прошел или не встал между ними, дабы союз был нерушим.
. Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно - это к долгой совместной жизни.
После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало к удаче, к дружной и счастливой жизни.
. При выходе из церкви/загса нужно обсыпать молодых крупой: рисом, пшеном или зернами пшеницы - это к житью в достатке.
Молодым нельзя ехать на банкет прямой дорогой. В народе говорят, что надо ввести в заблуждение нечистую силу, а посему маршрут выбирают сложный, витиеватый. Кстати, по такому случаю в некоторых странах к заднему бамперу привязывают пустые консервные банки, чтобы бренчали по дороге и отпугивали всякую нечисть.
. Когда молодые подъезжают к месту празднования свадьбы, машина должна громко сигналить. Это также относится к отпугиванию нечисти.
. Танцевать на свадебном банкете молодожены должны только вместе и немного с родителями. Родители после танца со своими детьми обязательно должны вновь соединить их подвести их друг к другу.
. Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Перед сном накануне свадьбы невеста кладёт под подушку зеркало.

На свадебном платье должно быть чётное количество пуговиц, если, конечно, они имеются. Нижнее белье невесты должно быть только белым, а туфли должны быть без шнурков (наверное, чтобы легче было красть туфельку :) )

На свадьбу приглашают нечётное число гостей.
Мать невесты перед бракосочетанием должна прикрыть лицо дочери фатой. После завершения церемонии жених откидывает фату и целует невесту
Путь жениха и невесты выстилают коврами, чтобы им мягче ступалось по жизни.

Выходя после венчания, невеста раздаёт мелочь, чтобы избежать неприятностей в своей семейной жизни.

Чтобы в семье был достаток, по дороге молодожёнов осыпают зерном, монетами и конфетами, а монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, хранятся дома под скатертью.

Если перед ЗАГСом жених и невеста украдкой съедят одну шоколадку на двоих — жизнь будет сладко


Мамы жениха и невесты должны быть одеты в цельные платья и ни в коем случае — в костюмы.

Принято после бракосочетания молодым смотреться в одно зеркало.

Первый бокал, который преподносят молодожёнам, после того, как они стали законными супругами, они разбивают.

На свадьбу не дарят наборы ножей и вилок, чтобы не было ссор (если это произошло, заплатите символическую цену, как бы покупая этот подарок)


Мужу и жене нельзя есть с одной ложки на свадьбе, чтобы не быть потом недовольными друг другом.

Во время застолья принято бить посуду, причем чем больше осколков, тем больше счастья будет у молодых.
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Если у кого-то из молодых нет отца или матери, то перед регистрацией брака необходимо навестить кладбище, чтобы «заручиться» поддержкой и благословлением обоих родителей.

В день свадьбы невеста перед церковью раздает деньги бедным. Надо знать, что этим она избавляется от своих несчастий, которые обрушиваются на тех, кто взял эти деньги.

Родители и жениха, и невесты не должны присутствовать в ЗАГСе во время регистрации брака и в храме во время венчания. Замкнув в круг свадебный кортеж, они тем самым не имеют права разорвать его, чтобы сесть в одну из машин. Да и ритуального смысла их присутствия в храме тоже нет. Много лет тому назад их детей принесли в храм крестные родители. С тех пор во всех обрядовых ситуациях, включая и свадьбу, рядом с ними должны находиться именно крестные родители. А задача родных отца и матери - благословить молодых в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.

Если жена не переходит на фамилию своего мужа, она остается беззащитной в энергетическом плане, что порой приводит к ухудшению ее здоровья.

Во время регистрации брака молодые должны стоять на специальном рушнике, который по завершении обряда свидетели забирают с собой. Нельзя сходить с рушника (с символической дороги), даже для того, чтобы расписаться в журнале регистрации. Есть очень простой выход из этой ситуации: к столу подходят свидетели молодых, берут журнал, подносят его молодым и предлагают им расписаться. В этом случае соблюден этикет светского обряда и не нарушена святая заповедь древней традиции.

Жених должен переносить молодую на руках через мост, если тот окажется на пути свадебного кортежа, а также через порог родного дома.
 

Svetik

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Очень интересные обряды, о многих из них я даже не слышала раньше. Спасибо, Лана! :)
 

Ada

Легенда форума
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

:ay:
 

Анна

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

А вот про саму свадьбу...
Свадебные чины во всех станицах имели примерно одинаковые названия и функции. Жениха и невесту называли князем и княгиней, молодыми. Жениха сопровождали его неженатые друзья и родственники — бояре. Главный из них назывался старшим боярином или просто боярином, или просто старшим, или шафером. Главным распорядителем на свадьбе был дружко — женатый мужчина, знаток обычаев. Чаще всего им становился родственник жениха, который сватал невесту. Во время свадьбы ему помогала сваха или сватка — замужняя родственница жениха, тоже принимавшая участие в сватовстве.
У невесты были дружки — девушки, ее подруги и родственницы, среди них выделялась старшая дружка, которая сопровождала невесту во время свадьбы. Как и у жениха, у невесты была своя свашка или подсвашка — замужняя родственница.
В первый день свадьбы во всех станицах совершались многочисленные и разнообразные обряды — венчание, выкуп невесты и ее приданого, осыпание молодых в доме жениха, раздел каравая, дары и т. п. Свадьбу относят к числу «переходных» обрядов. В ходе свадьбы жених и невеста переходили из группы молодежи в группу взрослых людей, состоящих в браке. Все свадебные обряды были так или иначе связаны с этим переходом.
В ст. Прохладной в конце XIX в. у зажиточных казаков было принято после венчания служить молебен в доме жениха, тогда жених и невеста шли туда из церкви. Однако чаще жених и невеста возвращались после венчания каждый в свой дом. Родители встречали своих детей с хлебом-солью и иконой. Жених и его бояре верхом, джигитуя по дороге, отправлялись домой к старшему боярину, потом по очереди ко всем остальным боярам. Точно так же невеста, но пешком, с песнями обходила всех своих дружек, начиная со старшей. Побывав у всех бояр, жених вместе с ними возвращался к себе домой, угощал их, мать жениха дарила им платки. После этого свадебный поезд отправлялся в дом невесты, поезжане получали там подарки от ее отца и уезжали. И только во второй раз поезд приезжал уже за невестой. Такой порядок исполнения обрядов первого дня свадьбы, когда после венчания жених и невеста возвращаются по домам и только затем жених едет за невестой, считается типологическим признаком южно-русско-украинско-белорусского подтипа восточнославянской свадьбы .
из рассказов информаторов известно, что уже в дореволюционные годы наряд невесты состоял из длинного белого или светлого платья и фаты. Почти во всех станицах невесту одевали к венцу ее дружки, только в ст. Прохладной была специальная женщина, которая наряжала всех невест. Подвенечному платью приписывали магическую силу, его хранили всю жизнь. Если болел ребенок, его накрывали свадебным платьем, он должен был выздороветь. Невесте в день свадьбы заплетали одну косу, волосы впереди завивали (плоили). Сверху надевали фату и белый восковой веночек. В ходе свадьбы невеста меняла свой наряд или, по крайней мере, прическу и головной убор. В XIX в. в ст. Прохладной это происходило в доме невесты после того, как за ней приезжал жених. Прямо за свадебным столом, где невеста сидела рядом с женихом, две женщины снимали с ее головы платок, расплетали косу, заплетали две косы (прическа замужней женщины), потом на голову ей надевали шлычку (похожий на чепчик головной убор замужней женщины), сверху—белый платок. Это был один из важнейших свадебных обрядов, который должен был превратить девушку в замужнюю женщину. Его сопровождали песней:
Покривалочка плаче, Покритися хоче, Ми ж "и покриемо, Ми ж Ti нарядимо, 3 книша паляннцю, . 3 д1вчини молодицю
Только после того, как невеста была «покрыта», ее можно было везти в дом жениха.
Вскоре после приезда или же после обеда и даров невеста выходила из-за стола и в другой комнате с помощью старшей дружки переодевалась в обычный костюм и надевала платок. Изменение одежды подчеркивало изменение ее социального статуса.
Родительское благословение жених и невеста получали в день свадьбы. Если у кого-то из них не было родителей, то он шел на кладбище накануне или в первый день свадьбы. Когда жених приезжал за невестой, ее родители благословляли их обоих, потом ехали к родителям жениха, те их тоже благословляли, и только после этого молодые "направлялись в церковь. Но в остальных станицах, как правило, невесту перед венчанием благословляли ее родители, жениха — его родители. Молодых благословляли иконой и хлебом-солью. В ст. Прохладной на полу расстилали шубу вверх мехом, жених" и невеста становились на нее, кланялись родителям, целовали хлеб и икону. В ст. Екатериноградскои вместо шубы расстилали холст или одеяло. Невеста с дружкой 'становились на колени. Девушки пели:
Да не лавровыилист по земле стелется,
Да не Олюшка к земле клонится 4а.
Если у невесты или женила не было кого-нибудь из родителей; то вместо них благословлял крестные. Очевидно, родительское благословение было одним из старых восточнославянских обычаев, санкционирующих брак.
Очень интересная разновидность этого обряда совершалась в XIX в. в ст. Прохладной. Родители невесты, кроме того, что они благословляли ее один раз до венчания, второй раз благословляли ее вместе с женихом перед их отъездом. Это прощальное благословение состояло в том, что молодые кланялись родителям невесты, «которые при этом давали им наставления легким ударом палки по спинам»
Приезд жениха за невестой в< всех станицах проходил примерно одинаково. Жениха сопровождал свадебный поезд — фаэтон, несколько бричек, а зимою — сани, в которых размещалась его свита — дружко, сватка, бояре \ т. д. Подъехав к дому невесты, они останавливались перед закрытыми воротами, которые охраняли родственники невесты, вооружённые палками, кольями, а иногда и ружьями. Приехавших пускали во двор только после того, как они давали выкуп — водку, если в ворогах стояли взрослые, или деньги, если ворота охраняли подростки. В ст. Котляревской бывало, что жених и его свита силой врывались во двор.
Эти обычаи нуждаются в объяснении. Одно из возможных объяснений сводится к тому, что противопоставление партий и невесты и жениха во время свадьбы «в пространственном коде реализуется в виде противопоставления своей и чужой стороны, понимаемых «мифологически» как л(бусы, значительно удаленные друг от друга, как «этот» и «тот» свет». Каждая граница между домами невесты и жениха воспринималась как граница между «своим» и «чужим», между «этим» и «тем светом». Преодоление •границы было сопряжено с различными трудностями — с испытаниями, выкупами и т. п. Одной из таких границ и были ворота. Но выкуп, который давала партия жениха за то чтобы попасть во двор невесты, был только одним и; множеств свадебных выкупов. Так, в ст. Прохладной в ХЦ в. во дворе брат невесты садился на коня жениха и требовав выкуп. Последствии этот выкуп исчез, но многие другие осталось-
В ст. Екатериноградскои приехавцих встречали песней:
Нежданные гости. ' Зачем приезжали?'
Как бы мы вас ждали, Да ковры разостлали51.
Подобные песни исполняли и в других станицах, например, в Котдяревскои.
Величальные и корильные песни вовремя свадьбы пели дружки и родственники невесты. В величальных песнях девушки обыгрывали. жениха и невесту, шафера, других гостей и получали за это деньги. В корильных песнях гости высмеивались, чаще всего дружко и свашка. В ст. Прохладной в конце XIX в. пели:
Та казали: дружно - стар, стар, Аж вон—молоденький,
Як лук— зеленрсги^кии;
Мочалою борода спита, Обручами голова бита;
Личком гпдперезался, На весiлля нрибався.
;Высмеивали и свашку:
Свашка нелiпашка Шишок не лепила, Дружок не дарила... 5а
Сходные по содержанию песни пели и в других станицах. Например, в ст. Александровсюй:
А сваха — чумаха, Не мыта рубаха,
На свадьбу спешила, Рубаху не мыла 53.
Эти песни были одним из проявлений ритуальной враждебности между стороной невесту и жениха.
------------------------
*взято с форума "мир вечеринок"
 

Анна

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Мне вот еще понравились некоторые моменты в "соседских" традициях :)

Белорусская свадьба

Все свадебные торжества белорусов можно разделить на три этапа: предсвадебные ("запыты", сватовство, помолвка), свадебные (венчание и свадьба) и послесвадебные (пироги и "медовый месяц").

Время проведения свадеб было не произвольным, а строго определено. Проведение свадеб строго запрещалось во время постов, а также в период с 7 по 21 января ("крывыя вечары", в это время игрались только "волчьи свадьбы"). Наилучшим временем считалось время после уборки хлебов, а также во время зимнего мясоеда (от Крещения до Масленицы). Но и в эти двухмесячные периоды время для проведения свадьбы определяли в соответствии с фазами луны. Наиболее благоприятным считалось время "маладзiка" и полнолуния. Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее. Например, бывали случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Перед отъездом из дома жениха хлопот хватало всем. Юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно яркой была первая повозка, в которой ехал жених. Дугу оплетали хвоей (ветками ели, сосны, можжевельника), а сверху прикрепляли несколько разноцветных лент. Ленты были белого (в тон одежды невесты, как символ целомудрия и невинности) и красного (как символ перехода, перерождения, нового статуса) цветов. Главным атрибутом композиции украшения были колокольчики: посередине большой, по краям - меньше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громнчную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а "грамнiцу" сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Кроме того он брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, "паджанiшнiк" (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем "сябрына" молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Прежде всего невесту нельзя было переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родителей. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь одевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех основных частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - собиралась пелериной и опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх пелерины крепили венок. Венок мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. И конечно же, венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры; позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, молодая (она шла за него замуж) - во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали "восьмеркой" красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того чтобы отблагодарить храм сваты брали с собой специально еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам - узлом под правую руку, женщинам - под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ - женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом. В коммунистические времена молодые стали посещать мемориальные комплексы, памятники вождям революции, братские могилы. Все это было созвучно времени и идеологии. Но стоит отметить, что специалисты в области биоэнергоинформации утверждают, что над братскими могилами доминирует вовсе не праздничная аура.

Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге молодые должны были "проехать семь мостов" (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым. Возвращались молодые и сваты в одной повозке. На перекрестке дорог или недалеко от дома невесты соседи старались перегородить им путь. Посреди дороги ставился стол, на него ведро с водой, хлеб-соль и требовали от сватов плату за ввоз чужого человека. К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца.

Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на какое-нибудь покрывало. А лучше всего на вывернутый кожух.

Даже если свадьба была осенью или летом, мать выходила встречать молодых в вывернутом кожухе и валенках (символ умерших предков, которые из мира мертвых оказывают помощь живым), держа на руках полотенце с хлебом-солью. Отец выносил графин с водкой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить. Молодые должны были пригубить питье, но пить его не имели права, потому что у них впереди была первая брачная ночь. Выливать спиртное нужно было правой рукой через левое плечо (то за которым находятся черные силы). Это действо повторялось два раза, а на третий раз молодые, не пробуя, бросают рюмки за спину. Теперь молодым предлагают поцеловать хлеб-соль и приглашают в дом.

Порог - зона смерти. Дотрагиваться до него запрещено. Поэтому жених брал невесту на руки и переносил через порог. Присутствующие гости в это время осыпали молодых зерном.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу либо в доме жениха, либо в доме невесты.

Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха между родственниками молодого.

Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли - косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги - застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился "медовый месяц" молодых. А через год семья ждала первенца.
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

А у нас принято фату и свадебные украшения, которые были использованны в прическе, хранить. А отдать можно коробочку из под колец. ;)
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

вот, еще у себя нашла:
ПыСы. Когда начала переносить приметы, поняла, что без моих комментариев не обойдется. Отнеситесь с шуткой к некоторым приметам :)

Подаренные на свадьбу деньги нельзя:
- отдавать
- дарить кому-либо
- использовать для отдачи долгов
- использовать для покрытия свадебных расходов.

Нельзя привязывать на машины Барби, а только если и привязывать, то дородных толстых кукол – для достатка и плодовитости; а также нельзя декорировать машины голубыми и красными парными лентами.

Невеста или жених не должны позволять подругам, друзьям вставать перед зеркалом раньше себя. Уведут жениха или невесту соответственно.

Браки, заключенные в мае, не бывают счастливыми: <В мае добрые люди не женятся>, <Кто в мае женится, тот будет век маяться>. Такое предубежденье объясняется тем, что май - тяжелый месяц, и поэтому любые начинания обречены на неудачу. (Ну да, закопать картошку надо, еще какие-то овощи, а тут женится надумали. Все потом! :)) )

Брачную постель нельзя никому уступать, иначе муж или жена совершат измену.

В брачную ночь (независимо от того, первая она или нет) обязательно должен быть совершен супружеский акт. В случае, если по той или иной причине этого не происходит, верят, что молодожены не будут счастливы в браке. (Эта примета мне нравится ;) )

После того как жених надел обручальное кольцо невесте, ей нельзя брать в руки пустую коробочку из-под колец. Обычно ее берет подруга невесты, желающая скорее выйти замуж, так как существует поверье, что та девушка, которая возьмет коробочку из-под обручальных колец, выйдет замуж следующей. (Вот вам вместо кидания букета)

Если невеста потеряет или сломает кольцо, или просто уронит его с пальца - она потеряет и супруга. (ага, а если жена потеряет, то что? И так три раза. Живут уже 18 лет :) )

Если у невесты во время бракосочетания сломается каблук - она потеряет и супруга.

Жениху и невесте ни по дороге в загс, ни по дороге из него нельзя пересекать путь. В русских деревнях еще и сегодня считают, что <дорогу подсекают> молодым только колдуны, желая их испортить.

<Дождь для молодых - счастье>, и сегодня дождь в день свадьбы считается добрым предзнаменованием для молодоженов.

После того как невеста уезжала венчаться, в ее доме мыли полы (не порог). Делалось это для того, чтобы невеста не вернулась к родителям.

<Знак> вдовства может быть явлен во время венчания: <С кого из молодых венец спадет, тому вдовствовать>.
Было принято после венчания молодым смотреться в одно зеркало - это должно принести удачу.

Своему возлюбленному нельзя вязать никакой одежды (свитер, шарф, шапку и т.д.), иначе он уйдет к другой.(Интересно, вот не понимаю, значит, жена не должна вязать мужу? Мне проще, я не вяжу :) )

Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, храните дома под скатертью - будет всегда достаток.

Мужу и жене одной ложкой есть - потом быть недовольными друг другом.

Любящие не дарят друг другу фотографий до свадьбы - иначе расстанутся.

Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье (не на стульях), тогда семья будет дружной, в противном случае брак будет неудачным.

Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.

Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся.

Та девушка, которая поймет букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж.

Подруги не должны мыть посуду, а то быть ссоре с молодоженами.

Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе - иначе они расстанутся.

Чтобы невесте хорошо жилось замужем, серьги ей надевает счастливая замужняя подруга.

У молодых на свадьбе вино не должно оставаться в бокалах - это не вино, а слезы остаются.(так что, наливаем по чуть-чуть ;) )

Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

Чтобы молодые не нуждались в хлебе и в деньгах, нужно:
- в обувь положить по несколько зерен (крупинок) и по монетке; (и как ходить???)
- обсыпать молодых крупой риса, пшена, зернами пшеницы, когда они выходят из ЗАГСа или церкви. (а не из дома)


Если дотронуться до колец жениха и невесты на свадьбе, значит, скоро на своей свадьбе гулять будешь.(это к незамужним, холостым)

Если, возвращаясь из ЗАГСа, первой в дом заходит невеста - она будет руководить в семье, если жених - он будет хозяином. (А меня вносили. Так что, первое было платье :) )

Если калач разделили на всех родственников - к сытости и веселью, щедрости.

Если на свадьбе потянуть на себя скатерть со стола - быть замужем.(Только без лишнего фанатизма, символически потянуть :) )

Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка. (Тююю, а для чего связывают еще шампанское? )

Если молодожены любят сладкое - родится девочка. (А если водку- гуманоид:)) )
 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Если молодожены сами берут штучные угощения, то брать нужно обязательно по два - иначе будут жить врозь.

Если на свадьбе много песен и игр - к счастливой веселой жизни.

Если на свадьбе много пить - к бессилию.(ага, откуда силы, если хмель в крови? :))

В современном мире невесте следует ночевать перед свадьбой либо в доме родителей, либо в другой комнате, если молодые уже живут вместе. Если до бракосочетания молодые живут раздельно, то невеста должна увидеть жениха уже полностью одетой к свадьбе.

Не следует выходить замуж в зеленом платье.

Старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

Когда молодые из ЗАГСа приходят к праздничному столу, уважаемый или старший член любой из семьи, должен трижды обвести молодых вокруг стола. По славянским традициям это символизирует вечную связь мужа и жены.

Если во время бракосочетания, надевая обручальное кольцо, кто-нибудь из супругов его уронит, повсеместно считается, что это плохое предзнаменование. Если же это все-таки произошло, то через кольцо продевают ниточку, которая должна быть заранее заготовлена свидетелями и которая соберет на себя плохие предзнаменования, а потом кольцо надевают. Ниточку после окончания регистрации можно только сжечь, сказав при этом "сожги огонь все мои беды и печали". Сжигает ниточку тот, кто уронил кольцо.

Чтобы не ссориться в браке, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки.
Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая - в доме всегда будет полно гостей и веселья.

Нельзя надевать на свадьбу босоножки - жизнь босая будет. (ерунда. я замуж в босоножках выходила. Потихоньку избавляюсь от излишек обуви :) )

Помыть порог в доме после отъезда невесты - к скорому возвращению невесты к родителям.

Неблагоприятными днями для вступления в брак считаются среда и пятница.

Свадебное платье нельзя гладить маме и невесте. (потому что есть чем другим заняться ;))

Нельзя никому мерить украшение с головы невесты ( фата, веточка) тем самым невеста отдает свое счастье.

Сидеть на углу стола - семь лет не выйти замуж.(это вобще бред: всю жизнь садилась за угол стола, мотивируя тем, что муж "с углом" будет. Действительно, у мужа своя квартира )





 

Лана Асенина

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

По обычаям многих стран, идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг.
Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери (такой подарок символизирует мир и мудрость в замужестве). Новое - это и так понятно. Голубое - это означат любовь, скромность и верность. Взятое в долг - эту вещь берут у замужней женщины счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь.


Великолепная традиция вносить невесту на руках в дом.
Почему именно на руках? Да потому что наши предки считали невесту лакомым кусочком для злых духов. И вот что бы на нее не навели порчу, жених нес свою любимую на руках.


Традиция посыпать молодых только вышедших из ЗАГСа зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами.
Это делается, для того чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.


Традиция покрывать голову невесты фатой
В первую очередь фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи. А во-вторых, фата - символ непорочности, чистоты и невинности.


Традиция встречать молодых на пороге дома с караваем, сверху поставлена солонка. Держат свекровь со свекром
Это делают, для того чтобы узнать, кто будет главой в молодой семье. Все равно будете ли вы его кусать, или отламывать по куску, или просто ломать по полам, главное - тот, у кого кусок больше тот и будет главой в семье. Но правильнее кусать.


Обычай бить на свадьбе посуду.
В настоящее время обычно бьют либо бокалы жениха и невесты, либо тарелки. Делают это на счастье. А затем смотрят по осколкам, кто первым появится у молодых: мальчик или девочка. Крупные осколки - к мальчику, мелкие - к девочке.


Традиция выкупать невесту у ее родителей и подружек.
Это самая красивая и волнительная часть свадьбы. Жених должен пройти несколько испытаний, в которых он показывает свои силы и ум. Если что-то не получается, то откупается деньгами, конфетами и спиртным. Результатом его стараний является обладание своей любимой.


Традиция бросать букет невесты
В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та кто поймает этот букет следующей выйдет замуж.


Обычай выпускать голубей
На свадебной прогулке или прямо перед зданием, где будет проводиться свадебный пир, жених и невеста выпускают двух голубей, к лапам которых призывают голубую и розовую ленточки. По ним определяют кто родится первым у молодых.


Обычай запирать замок
Перед тем как молодоженам войти в дом, под порог кладут незапертый замок, как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают. Делается это для того, что бы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был благополучный.


Обычай связывания двух бутылок
Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.
 

Alina

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

Прекрасные традиции, очень интересно и познавательно.
 

Юлия

Известный участник
Re: Свадебный обряды (тема больше для тамады, но все равно интересная)

"Кто больший кусок откусит, итот и будет хозяином..." Так нечестно! Больший кусок откусит тот, у кого рот больше!!! :)
 
Сверху